Бизнес — это связи.

Создавая новый бизнес мы меняем, создаем, разрушаем систему взаимосвязей, как своих так и окружающего мира. Чтобы бизнес «пошел» он должен быть хорошо связан с клиентами, которые принесут деньги, с инвесторами, которые деньги вложат, с поставщиками, которые продадут товар, с сотрудниками, которые будут работать, хорошо или не очень.

Создание «хороших» связей и быстрое обрубание/урегулирование «плохих» одна из важных задач на этапе развития своего дела (быстро уволить плохого сотрудника, поставщика, партнера, инвестора). Тем более, что часть связей и привычных способов взаимодействия с ними мы несем из прошлого опыта, например, связи с прошлыми местами работы или связи с теми, кто участвовал в самом начале. Анализ связей начинается с их проявления и вопроса: усиливает меня и мой бизнес та или иная связь или ослабляет. Расстановки и феноменологический подход очень помогает эти вопросы прояснить, а также убрать наложения, когда связи держатся на наших проекциях и эмоциях, когда, например, мы путаем инвесторов (клиентов, партнеров) с родителями (дайте нам одобрение и деньги за то, что мы такие хорошие).

Начиная свое дело, мы часто делаем его из себя, оно как бы становится нашим продолжением, расширением нашего пространства. И тогда предел такого бизнеса – тот размер, который мы можем удержать своим вниманием. Забыли проконтролировать – возникает проблема. Для того, чтобы перейти этот барьер роста нужно будет бизнес от себя отделить, дать ему стать отдельной от вас сущностью – со своими потребностями, характером, интересами. Если верно говорят, что свой бизнес это ребенок, то нужно дать возможность этому ребенку вырасти (иногда это кормить и не мешать). Есть мнение, что в бизнес, чтобы он рос нужно постоянно вкладываться, развивать его (с детьми кстати такой же паттерн – детей нужно развивать, в них нужно вкладываться, только тогда будет что-то хорошее). Однако хорошо сделанный бизнес может расти сам.

Когда мы делаем новый бизнес мы создаем некое новое пространство, в которое приглашаем клиентов, сотрудников. Иногда нам сложно понять какое это пространство, кому оно подойдет, кого в него приглашать. С помощью расстановки мы можем поставить и посмотреть на это пространство со стороны не только своими глазами, но и глазами потенциальных сотрудников и глазами клиентов и получить уникальную обратную связь. Например, когда фигуры сотрудников говорят о том, что придя в нашу компанию не будут работать, а будут скорее «воровать» или когда у клиентов совсем нет желания заходить в наш магазин или на наш сайт, хотя он выглядит гораздо лучше чем у соседей, но к ним поток людей идет, а к нам нет. Такой взгляд со многих сторон помогает делать бизнес лучше. Даже не очень значительные нюансы и изменения, добавленные в него могут поменять ситуацию.

С помощью расстановок также можно увидеть, как устроен обмен между нашим бизнесом и рынком, что мы даем и что мы берем. Есть ли этот баланс, как двигается финансовый поток, какие особенности взаимодействия есть между нами и конкурентами, между нами и клиентами. Можем найти способы подкорректировать этот баланс для того, чтобы бизнес жил долго и устойчиво.